Блог Марины Семикоззаметок в блогах - 85

Заставлять нельзя играться

Блог Марины Семикоз

Дата: 26.4. 2012

 

«Чтобы научить ребенка думать, его надо научить выдумывать» – Д.Родари.

 

Детство – уникальная пора в жизни человека, когда ребенок делает столько открытий, сколько не каждый взрослый сделает за всю свою взрослую жизнь. И нет такого родителя, который не желал бы своему ребенку счастливого, веселого, светлого детства.

 

Интеллект или вербальность – что главнее?

 

Последнее время особой популярностью начали пользоваться разные методики раннего развития, особенно модно нынче, развивать интеллект. Я не противница таких методик, просто жалко деток, в которых пытаются «впихнуть» как можно больше разной информации в их маленькие головки, и совсем не понять родителей, которые с раннего возраста начинают развивать и тренировать только какую-то одну способность у малыша.

 

триз блог СемикозНапример, одна мамочка гордостью заявляла, что ее ребенок в 3 года может  читать, а заниматься (учить буквы) они начали в год и три месяца. Этот ребенок, действительно, легко справлялся с чтением, но общение со сверстниками ему давалось очень трудно, он не знал, как попросить игрушку, вел себя очень агрессивно, если случалось что-то не так, как он хотел, не умел играть вместе. Знать буквы  - это, конечно похвально, а тем более уметь читать в 3 года, но как же так получилось, что ребенок с такими способностями не знает как вести себя в коллективе? Почему некоторые родители так торопят своих детей взрослеть? Разве не родители с выражением, с разной интонацией в этом возрасте должны читать своим деткам, отвечая на бесконечные вопросы «почему» и «зачем», заостряя внимание ребенка на каких-то важных моментах и объяснять мораль сказки?  Что хорошего в том, что маленький ребенок читает в этом возрасте, ведь смысла прочитанного он все равно не поймет? А самое главное как его этому научили: заставляя заучить или играя? Ведь, если, с такого возраста именно заставлять учиться, то потом не нужно удивляться: «почему такой умный  ребенок в детстве, не хочет учиться или плохо учиться в школе?».

 

Развивая в ребенке интеллект, нельзя забывать про воображение, память, физкультуру и чувство красоты. Кроме вербального (т.е. приобретенного: когда ребенок заучивает буквы, цифры) интеллекта существует невербальный (т.е. врожденный: процесс внимания, способность к анализу, синтезу, формулированию причинно-следственных связей, мелкая моторика, память).

 

 

Игра развивает воображение

 

 

Развитие творческого воображения – один из путей, с помощью которого без вреда для ребенка можно познать окружающий мир. Способность к творчеству должна развиваться в первые 7 лет жизни ребенка. Если рассматривать закономерности развития ребенка, то от 0 до 7 лет ребенок воспитывается путем примера – он подражает взрослым. Вряд ли ребенок что-нибудь сделает по вашей просьбе, если вы сами это не делали или не умеете делать. Например, дети «маугли», которые были найдены среди животных, питались только тем, чем питались их «приемные» родители, не умели разговаривать и передвигались на четвереньках. Они подражали тому, кого видели все время перед собой.

 

триз блог СемикозРаскрывать способности ребенка нужно, прежде всего, в игре. Если ребенок болен, первое, что он перестает делать – это играть, поэтому игра – это показатель здоровья малыша. Формируясь в игре, творческое воображение наиболее сильно проявляется в рисовании, в сочинении ребенком сказок и танцах.  Рисование помогает выражать свои чувства, переживания, в зависимости от того, грустно ребенку или весело будет выбрана цветовая гамма для картины. Кстати, по наблюдениям, холерики чаще всего выбирают красный цвет, меланхолики – синий, флегматики – зеленый, а сангвиники – желтый. Это видно когда ребенок пользуется красками продолжительное время и много  рисует  на свободную тему -  несколько красок кончаются быстрее остальных.

 

Чувство прекрасного заложено абсолютно в каждом человеке от рождения, просто его нужно развивать, как и все остальные (даже просто рассматривая красивые предметы). Занимаясь с ребенком рисованием, важно не загонять его в рамки, рисуя по вашим правилам, а дать ребенку раскрыться. Например, в сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц» взрослому на рисунке видеться шляпа, а ребенок говорит, что это удав, который проглотил слона. А ведь это был действительно удав!  И если вы с ребенком рисуете море, и он говорит, что кроме морской капусты там еще есть и морская морковка, то пусть эта морковь растет себе на здоровье в море!

 

Игру не заменит ни «кнут», ни «пряник»

 

Рисуя картины на определенные темы или просто смешивая краски, можно придумывать разные истории и сказки, которые ребенок будет хорошо запоминать. Можно рассказать, что будет, если пылающий красный цвет подружится с лучезарным желтым, или солнечный желтый с глубоким синим, а если сочный зеленый - смешать с ярким желтым, то получится нежный салатовый и т.д. Потом, ребенок начнет разговаривать с цветами (это нормально), он даже сможет описать их настроение, друзей, желания и т.д. В сказках значительное место занимает не только сюжет, но и эмоциональная сторона – внутренний мир героев.

 

триз блог СемикозЗаканчивать игры нужно тоже уметь, очень часто, когда ребенок поиграл с игрушками или книжками, или красками, то он не хочет их убирать. Тут часто используется метод «кнута и пряника»: сделал  – похвалили, разрешили, купили; не сделал – наругали, запретили, наказали. Все эти манипуляции хорошо работают с детьми, но до определенного возраста. Потом, ребенок перестанет бояться «кнута» и «пряник» будет казаться не такой уж  и сладкой перспективой или, наоборот, за каждое сделанное дело будет вымогать «пряник». Тут важно понять, что ребенок сам должен хотеть убрать игрушки. А как это сделать? Конечно игрой! Сегодня мы ищем домики для игрушек, завтра паровозик будет развозить игрушки на места, а послезавтра мы будем убирать все на места, пританцовывая, устроим соревнования т.д. Только, когда долгое время пользуешься методом «кнута и пряника», быстро перейти на другие методы сложно. Нужно, чтобы ребенок к ним привык, поэтому придется потрудиться и даже проявить смекалку, чтобы отучить ребенка делать что-либо «за конфетку».

 

Еще в ХХ веке педагог К.Н. Вентцель заметил: «сколько существует детей, столько и систем воспитания». Прислушайтесь к своему ребенку, своей заинтересованностью, он сам подскажет, что ему интереснее. Развивайте своего ребенка, потом он будет лучше воспринимать то, что вы ему говорите и что от него хотите. В детстве точно так же, как формируется пристрастия к еде, так же формируются и привычки. Приучите его к прекрасному, и ему будет неинтересны компьютерные стрелялки, глупые сериалы и т.д. Ребенку, который хорошо учится, не сидит без дела, посещает творческие клубы или кружки, привык самостоятельно мыслить – легче реализовать себя в жизни.

 

В заключении, хочется сказать, самый главный секрет воспитания – это любовь к своему ребенку. И начиная воспитывать ребенка, сначала начните с себя.

 

 

 

Добавить в блокнот
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)




Добавить комментарий:

Комментарии: