Блог Сергея Краснобородазаметок в блогах - 85

Можно ли быть «креативным» и не быть «творческим»?

Блог Сергея Красноборода

Дата: 13.4. 2015

 

Странный вопрос, не правда ли? Действительно – в чем разница? По «гамбургскому счету» словечко «креативный» появилось в языке относительно недавно. Очевидно, современные словари иностранных слов уже имеют его в наличии. А те, кто в быту старательно поласкают его в своих маркетинговых пильпулистких пассажах, как-то обходят стороной семантическую составляющую. Креатив – это творчество, а творчество – это креатив. Синонимы, что тут не понятного? А не понятно вот что.
С точки зрения филологии слово «творческий» произошло от слова «творчество», которое родилось как синоним слова «творение», которое в свою очередь проникло в живой язык из церковной лексики. В Библии «творец» - это Бог. То есть некая субстанция, которая из ничего может сделать Нечто. Например, землю. Или человека. Ученые не один век уже упорно сражаются с утверждением, что «из ничего» «ничего» и получится – «что-то» все-таки было. Но для нашего обихода достаточно того, что «творчество» - это умение создавать, делать что-то новое, до этого не существовавшее. Так, собственно, и «глаголят» толковые словари.
С другой стороны слово «креатив» неприметно где-то в послеперестроечные годы перетащили в русский язык вездесущие торговцы. Точнее, рекламисты. Тогда свежий ветер перемен, породивший «легкий хаос» в обществе, приоткрыл государственные границы. Вместе с «буржуазной» идеологией к нам хлынул такой «желанный» импортный ширпотреб. Его оказалось много. Слишком много! Вдруг выяснилось, что кроме «Panasonic», «Levis» и «Volkswagen» есть еще бесконечное множество других производителей, которые готовы напичкать любого желающего своим товаром. И сражаются производители за потребителя не «на жизнь, а на смерть» - по всем законам боевых искусств, со своей стратегией, тактикой и технологиями. Реклама – одно из эффективных оружий в этой войне. Вот тут-то и стала складываться своеобразная «гильдия» отечественных рекламистов – из бывших журналистов, художников, фотографов и просто предприимчивых коммуникабельных людей. «Гильдия» стала вырабатывать свои «правила поведения» - согласно технологиям «оттуда». В профессиональном рекламном бизнесе, говорят, существует около двадцати специализаций. Так что, новые явления в обществе – новые слова в языке. В результате вначале появились «креэйтеры». Это фонологическая калька одной из специализаций в «буржуазном» рекламном бизнесе – «creator». Дословный перевод - «создатель». То есть тот, кто «рожает» идеи рекламных объявлений, рекламных фотографий, рекламных видеофильмов - «пищу для ума» остальной рекламной братии. Исполнители – это уже другая специализация: журналисты, фотографы, сценаристы, операторы. Хотя никто не мешает «креэйтеру» совмещать несколько профессий сразу. Главное, чтобы он идеи «поставлял» свежие, то есть творил. Или, если хотите, «делал креатив».
Вот тут-то и торчит один маленький «заусенец». В нашей традиции, весьма жирно вскормленной великой русской литературой, творец – это некое чуть ли не обожествленное создание, преисполненное неземного потустороннего духа. Он ждет вдохновения, которое каким-то мистическим образом нисходит на него и приносит Озарение и Откровение. Этакий бледный эстет в домашнем халате, отстраненно медитирующий часами на языки пламени в камине. Что он «родит» пока не ясно, пока важен процесс. При этом результат может скрываться где-то в туманной дымке будущего, а может не стоить и выеденного яйца.
Трудно представить себе, чтобы в таком темпе акулы западного рекламного бизнеса создавали свои «продающие» идеи на войне между конкурентами. Как говорится, а ля гер ком а ля гер. А это значит – срок до конца дня, товар конкретный, заказчик капризничает, начальник угрожает, а тебе нужно придумать «нечто» гениальное, пока сосед по кабинету громко обсуждает по телефону итоги последнего футбольного матча. Тут уж не до Откровений с Озарениями! «Чистая наука» психология теоретически давно, кажется, высчитала - как, когда и почему появляются оригинальные идеи. Природный и наследственный творческий потенциал здесь, конечно, важен. Так же как и образование, воспитание, просто питание и еще масса других условий. К тому же не стоит забывать и народное утверждение, что при рождении «все дети гениальны». Но даже если все условия для появления идеи выполнены (что в реальности просто невозможно себе представить), нет никакой гарантии в том, что за творческим прорывом появится нужный результат.
Вот, очевидно, в чем кардинальное различие между понятиями «творческий» и «креативный». Грубо говоря, творить можно что угодно, где угодно и как угодно. Отсюда – «представители творческих профессий», «творческие вечера» композиторов-классиков или «живое творчество масс». Но творить осознанно, используя конкретные средства в конкретных условиях, в конкретные сроки, для достижения конкретной цели – это немножко другое. Это творчество, поставленное на поток. Творчество – это «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Креативность – это способность не только продать рукопись, но и умение создать вдохновение в нужное время и в нужном месте. Тем более, что жизнь наша – хотим мы того или нет – неумолимо ускоряется!
Спасают только технологии! Как они спасли, очевидно, в свое время не только «буржуазных» креэйтеров, изобретателей, промышленников и торговцев. Это - «Мозговой штурм», «Морфологический анализ», ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Технологии поиска оригинальных идей позволяют научиться мыслить именно «креативно» - если хотите «творчески-практично». Из этого «новоязовского» определения можно убрать вторую часть («практично»). Тогда вполне утвердительным будет ответ на вопрос «можно ли быть творческим и не быть креативным?» Примеров этому вы, я думаю, сами знаете массу. А вот ответ на изначальный вопрос в заголовке каждый все-таки должен найти сам…

Странный вопрос, не правда ли? Действительно – в чем разница? По «гамбургскому счету» словечко «креативный» появилось в языке относительно недавно. Очевидно, современные словари иностранных слов уже имеют его в наличии. А те, кто в быту старательно поласкают его в своих маркетинговых пильпулистких пассажах, как-то обходят стороной семантическую составляющую. Креатив – это творчество, а творчество – это креатив. Синонимы, что тут не понятного? А не понятно вот что.

С точки зрения филологии слово «творческий» произошло от слова «творчество», которое родилось как синоним слова «творение», которое в свою очередь проникло в живой язык из церковной лексики. В Библии «творец» - это Бог. То есть некая субстанция, которая из ничего может сделать Нечто. Например, землю. Или человека. Ученые не один век уже упорно сражаются с утверждением, что «из ничего» «ничего» и получится – «что-то» все-таки было. Но для нашего обихода достаточно того, что «творчество» - это умение создавать, делать что-то новое, до этого не существовавшее. Так, собственно, и «глаголят» толковые словари.

С другой стороны слово «креатив» неприметно где-то в послеперестроечные годы перетащили в русский язык вездесущие торговцы. Точнее, рекламисты. Тогда свежий ветер перемен, породивший «легкий хаос» в обществе, приоткрыл государственные границы. Вместе с «буржуазной» идеологией к нам хлынул такой «желанный» импортный ширпотреб. Его оказалось много. Слишком много! Вдруг выяснилось, что кроме «Panasonic», «Levis» и «Volkswagen» есть еще бесконечное множество других производителей, которые готовы напичкать любого желающего своим товаром. И сражаются производители за потребителя не «на жизнь, а на смерть» - по всем законам боевых искусств, со своей стратегией, тактикой и технологиями. Реклама – одно из эффективных оружий в этой войне. Вот тут-то и стала складываться своеобразная «гильдия» отечественных рекламистов – из бывших журналистов, художников, фотографов и просто предприимчивых коммуникабельных людей. «Гильдия» стала вырабатывать свои «правила поведения» - согласно технологиям «оттуда». В профессиональном рекламном бизнесе, говорят, существует около двадцати специализаций. Так что, новые явления в обществе – новые слова в языке. В результате вначале появились «креэйтеры». Это фонологическая калька одной из специализаций в «буржуазном» рекламном бизнесе – «creator». Дословный перевод - «создатель». То есть тот, кто «рожает» идеи рекламных объявлений, рекламных фотографий, рекламных видеофильмов - «пищу для ума» остальной рекламной братии. Исполнители – это уже другая специализация: журналисты, фотографы, сценаристы, операторы. Хотя никто не мешает «креэйтеру» совмещать несколько профессий сразу. Главное, чтобы он идеи «поставлял» свежие, то есть творил. Или, если хотите, «делал креатив».

Вот тут-то и торчит один маленький «заусенец». В нашей традиции, весьма жирно вскормленной великой русской литературой, творец – это некое чуть ли не обожествленное создание, преисполненное неземного потустороннего духа. Он ждет вдохновения, которое каким-то мистическим образом нисходит на него и приносит Озарение и Откровение. Этакий бледный эстет в домашнем халате, отстраненно медитирующий часами на языки пламени в камине. Что он «родит» пока не ясно, пока важен процесс. При этом результат может скрываться где-то в туманной дымке будущего, а может не стоить и выеденного яйца.

Трудно представить себе, чтобы в таком темпе акулы западного рекламного бизнеса создавали свои «продающие» идеи на войне между конкурентами. Как говорится, а ля гер ком а ля гер. А это значит – срок до конца дня, товар конкретный, заказчик капризничает, начальник угрожает, а тебе нужно придумать «нечто» гениальное, пока сосед по кабинету громко обсуждает по телефону итоги последнего футбольного матча. Тут уж не до Откровений с Озарениями! «Чистая наука» психология теоретически давно, кажется, высчитала - как, когда и почему появляются оригинальные идеи. Природный и наследственный творческий потенциал здесь, конечно, важен. Так же как и образование, воспитание, просто питание и еще масса других условий. К тому же не стоит забывать и народное утверждение, что при рождении «все дети гениальны». Но даже если все условия для появления идеи выполнены (что в реальности просто невозможно себе представить), нет никакой гарантии в том, что за творческим прорывом появится нужный результат.

Вот, очевидно, в чем кардинальное различие между понятиями «творческий» и «креативный». Грубо говоря, творить можно что угодно, где угодно и как угодно. Отсюда – «представители творческих профессий», «творческие вечера» композиторов-классиков или «живое творчество масс». Но творить осознанно, используя конкретные средства в конкретных условиях, в конкретные сроки, для достижения конкретной цели – это немножко другое. Это творчество, поставленное на поток. Творчество – это «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Креативность – это способность не только продать рукопись, но и умение создать вдохновение в нужное время и в нужном месте. Тем более, что жизнь наша – хотим мы того или нет – неумолимо ускоряется!

Спасают только технологии! Как они спасли, очевидно, в свое время не только «буржуазных» креэйтеров, изобретателей, промышленников и торговцев. Это - «Мозговой штурм», «Морфологический анализ», ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Технологии поиска оригинальных идей позволяют научиться мыслить именно «креативно» - если хотите «творчески-практично». Из этого «новоязовского» определения можно убрать вторую часть («практично»). Тогда вполне утвердительным будет ответ на вопрос «можно ли быть творческим и не быть креативным?» Примеров этому вы, я думаю, сами знаете массу. А вот ответ на изначальный вопрос в заголовке каждый все-таки должен найти сам…

 

Добавить в блокнот
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)




Добавить комментарий:

Комментарии: