Блог Сергея Краснобородазаметок в блогах - 89

Знал ли создатель ТРИЗ Генрих Альтшуллер о «Системе музыкальной композиции» Джозефа Шиллингера?

Блог Сергея Красноборода

Дата: 25.9. 2012

Этот вопрос возник у меня как-то подспудно сам собой в процессе знакомства с биографией джазового музыканта и композитора Джоджа Гершвина. Музыкальные критики утверждают, что почти вся прославившая его опера «Порги и Бесс» (за исключением мелодии «Колыбельной Клары - Summer Time») была написана по принципам музыкальной композиции Шиллингера. Гершвин учился у него середине 1930-годов и пытался полученные знания применить на практике.

 

Речь о музыке. Тогда причем тут Альтшуллер?

 

Альтшуллер Шиллингер

 

Дело в том, что композитор и педагог Джозеф (Иосиф Моисеевич) Шиллингер в Советском Союзе в 1920-е годы был достаточно известной личностью в музыкальных кругах. В 1918 году в 23 года он закончил Петербургскую консерваторию по классу дирижирования, руководил Украинским симфоническим оркестром в Харькове, был консультантом в Наркомпросе. Шиллингер разделял царившие тогда взгляды на то, что искусство надо поставить на службу обществу. При «ударных темпах социалистического строительства» не только литературу (как это сделал, например, В.Маяковский) или изобразительное искусство (К. Малевич, В. Татлин, А. Родченко), но и музыку необходимо поставить не рельсы «массового производства». Время одинокий гениев, творящих в тиши уютных кабинетов безвозвратно ушло. Георгий Свиридов четко выразил это состояние в своей сюите «Время, вперед!»

 

Но для быстрого и качественного производства (чего бы то ни было) нужна технология!

 

Разработкой и внедрением технологии производства музыкальных произведений и занялся Джозеф Шиллингер после отъезда в США в 1928 году. Он знал произведения классиков, знал современный ему джаз, следил за экспериментами в области электронного звукоизвлечения (опыты Льва Термена), увлекался математикой, историей. Кроме «научного багажа» имел опыт композиторской работы в Советском Союзе.

 

В результате Шиллингер разработал технологию создания музыкальных произведений, основанную на математических процессах. Причем его теория включала в себя «полный» цикл: ритм, гармонию, мелодию, контрапункт, форму музыкального произведения, его эмоциональное содержание и систему взаимодействия этих составляющих. Композитору достаточно выбирать определенную схему (математическую формулу, геометрическую фигуру и т.п.) и на её основе создавать музыку, применяя тот или иной алгоритм. Свою теорию Джозеф Шиллингер «внедрял» в умы учеников-музыкантов, практикуя частным преподаванием…  

 

Ну, разве не похоже это на поиск «красивых» идей в ТРИЗ Альтшуллера?

 

И сходство здесь не столько в методике (анализ, алгоритм, приемы), сколько в попытке конструктивистки подойти к таким «эфемерным» вещам, как рождение идеи и создание цельного музыкального произведения. И что самое интересное – и Шиллингеру, и Альтшуллеру так или иначе удалось «поставить творчество «на поток», то есть проверить на практике деятельность своей теории. Про распространенность ТРИЗ говорить нет смысла. А что касается системы музыкальной композиции Шиллингера, достаточно сказать, что всемирно известная «Серенада солнечной долины» Глена Миллера написана так же не без её влияния. В свое время у Джозефа Шиллингера учились будущие звезды джаза Бени Гудмен, Томми Дорси, Оскар Лэвент и еще масса голливудских композиторов и музыкантов. Причем большинство из них применяли полученные знания или в джазе, или при создании музыки для кино – там, где с помощью музыки «в нужное время и в нужном месте» необходимо быстро и эффективно привести зрителя (слушателя?) в нужное эмоциональное состояние.

 

Джозеф Шиллингер прожил 48 лет – родился в Одессе в 1895-ом, умер от рака легких в Нью-Йорке в 1943-ем. Свою «Систему музыкальной композиции» он оставил после себя (в пространном, довольно путаном и малодоступном для непосвященных изложении) в рукописи на 2000 страниц. Благодаря усилиям жены она вышла отдельной книгой после смерти автора. «Моя система не ограничивает свободу композитора, но просто указывает на методологический способ прийти к решению», - пояснял Шиллингер. Может быть, вплоть до конца 1960-х в Музыкальном колледже Беркли его система музыкальной композиции была введена в учебный курс. Сегодня в США действует Школа практического обучения по системе Джозефа Шиллингера.

 

Так знал ли Альтшуллер про систему Шиллингера?

 

Вопрос, естеcтвенно, провокационный. Ответ, скорее всего, отрицательный. И не только потому, что Генрих Саулович был, мягко говоря, далек от серьезной классической музыки, а Джозефу Шиллингеру при жизни достаточно было «проповедовать» свою теорию только своим ученикам. Сюда можно пристегнуть и идеологическую составляющую, и «железный занавес», и спор «физиков и лириков» (в глобальном масштабе).

 

Суть вопроса в том, что конструктивизм в искусстве (а «Систему» Шиллингера относят именно к этому направлению) интуитивно подготавливал почву для создания универсальных технологий производства в «эфемерной» сфере создания идей – там, где Теория Решения Изобретательских Задач Альтшуллера заняла свое место через полвека.

Добавить в блокнот
(Голосов: 1, Рейтинг: 4.00)




Добавить комментарий:

Комментарии: