Блог Сергея Краснобородазаметок в блогах - 89

К вопросу о пользе биографической беллетристики

Блог Сергея Красноборода

Дата: 03.2. 2013

Биографии великих людей чаще всего привлекают неким потаенным желанием сравнения. Это с одной стороны. С другой стороны хочется найти ответ на волнующий вопрос «как?»: как пришла идея? как реализовалась? как вел себя «по жизни» человек, который оставил заметный след в той или иной области человеческой деятельности. Это в равной степени относится и к художникам, и к литераторам, и к политикам, и к ученым. Поэтому во все времена устойчивым спросом пользуются биографические романы, «исторические анекдоты» и «случаи из практики». Неспроста же появилось в ТРИЗ целое направление: «Жизненная стратегия творческой личности». Анализируем «чужие жизни» и поступки, делаем выводы и применяем на собственной практике!

 

Однако есть тут одна небольшая «заморочка». Назовем её «мифотворчество». Любой литератор, который берется описывать биографию известной личности, неизменно сталкивается с проблемой: как совместить в тексте реальность и вымысел? Где та зыбкая грань, которая отделяет исторически подтвержденные факты от плодов фантазии автора? Особенно, когда фактов относительно не так много, чтобы составить «живой» реальный образ. И дело тут не только в литературном таланте автора и его способности проникнуть в психологию своего героя. Есть еще, как бы это ни парадоксально звучало, так называемый «социальный заказ». Можно назвать это «настроением» в обществе, потребностью в «больших» мифах, под которые и «подгоняется» биография. Для автора реальные факты становятся как бы поводом для того, чтобы увлекательно рассказать очередную занимательную историю. Для читателя – эту историю «впитать».

 

tesla_blog

 

Такие странные – и, скорее всего, не новые мысли – вызвал последний роман французского писателя Жана Эшноза «Молнии», опубликованный в журнале «Иностранная литература» №11 за 2012. Роман про «сумасшедшего изобретателя» Грегора, который в конце 19-го века разработал трубопровод по дну Атлантического океана между Европой и Америкой, огромное кольцо «обозрения», которое вращалось бы вдоль экватора Земли в противоположную сторону и позволяло пассажирам рассмотреть сверху все прелести внизу, или электростанцию, получающую энергию за счет силы морских приливов.  На первый взгляд образ явно из романов Жюля Верна. Однако далее в повествовании появляются вполне реальные персонажи –  Томас Эдисон с «Дженерал элекрик», Джордж Вестингауз с «Вестерн юнион» или богатейший финансист Джон Пирптон Морган, который некоторое время спонсирует изобретателя. И тогда становится понятно, что под именем Грегора скрывается ни кто иной, как знаменитый Никола Тесла, которому на самом деле принадлежит первенство открытий во многих областях – от радара до интернета, не говоря уже о передаче электричества на большие расстояния, которая сделала настоящий прорыв в энергоснабжении.

 

Можно ли рассматривать роман «Молнии» как биографию Тесла, которая подойдет для анализа «Жизненной стратегии творческой личности»?  Скорее всего, и да, и нет. «Да» – потому что автор опирается все-таки на реальные факты. Это и конкретные номера наспех зарегистрированных патентов, которые потом «украли» у изобретателя более предприимчивые конкуренты. И ссылки на его «дендизм» и доходящую до мании чистоплотность. И, в конце концов, сама канва судьбы героя. «Нет» – потому что чересчур демонической личностью в целом предстает образ изобретатель. Слишком много, кажется, «литературы». То он за пару лет осваивает дюжину иностранных языков, то одним прибором у себя в лаборатории вызывает землетрясение по всей округе, то влюбляется в голубку, как в живую женщину. Видно, неспроста имя главного героя все-таки другое, нежели у реального прототипа. Да и сам автор в интервью, которое сопровождает публикацию в журнале, не скрывает, что ему «тесно» было в рамках фактов биографии Теслы. Поэтому он явно кое-что добавил от себя…

 

Именно это «кое-что» и можно по большому счету отнести к нынешнему «социальному заказу», который явно тяготеет в сторону мифотворчества. Литература – просто одно из отражений этого процесса. Подобные «Молниям» выдуманные биографии становятся сегодня весьма популярными как жанр. Их героями уже стали поэт Артюр Рембо и композитор Морис Равель, художник Винсент Ван Гог и спортсмен Эмиль Запотек. А разве история жизни Марка Цукерберга в фильме «Фейсбук» не из «той же оперы»? А масса виртуальных концептов, которые существуют только на бумаге и в фантазиях их авторов – от «бумажной архитектуры» до «шедевров фотопоша»?

 

В массовом сознании грань между фактами реальной жизни и фантазиями авторов, то есть интерпретацией этих фактов, начинает терять свои очертания. Отсюда – вопрос: а можно ли доверять современным биографиям?

 

Для тех, кто, следуя «жизненной стратегии творческой личности», ищет «делать бы жизнь с кого», вопрос сам по себе уже подразумевает ответ. А для тех, кто готов «размять мозги» и попытаться отделить все-таки зерна реальности от плевел вымысла, роман Жана Эшноза «Молнии» вполне подходящее чтиво.

Добавить в блокнот
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)




Добавить комментарий:

Комментарии: