Статьиcегодня статей - 267

ТРИЗ для бизнеса

Дата публикации: 20.12.2016

Тимохов В.И., Мастер ТРИЗ; Бубенцов В.Ю., специалист по ТРИЗ 4 уровня, к.т.н.

 Центр креативных технологий «Идеальные решения», Москва, 2016 г.

Несколько лет назад наш Центр креативных технологий «Идеальные решения» начал комплексную программу по преподаванию ТРИЗ для предпринимателей. Цель – обучение ТРИЗ, техникам решения задач бизнес-специалистов, предпринимателей, стартаперров.

Главная сложность в реализации – большое количество людей с нетехническим образованием, а также специфические задачи в данной области бизнес-деятельности, требующие адаптации существующего творческого ТРИЗ-инструментария и разработки некоторых новых инструментов.

Мы проработали специальный формат обучения – «Креативная неделя», -  отличающийся следующим особенностями:

  • Длительность обучения – пять дней. «Креативная неделя» – своего рода «школа молодого бойца» по использованию ТРИЗ эвристических методов в бизнесе. Пяти дней достаточно, чтобы выработать ряд творческих навыков и получить творческий заряд для использования креативного инструментария
  • Тренинговая составляющая – основной акцент на тренинге и отработке конкретных творческих навыков в ходе решения множества задач и кейсов.
  • Модульность и самодостаточность каждого тренингового дня. Учитывая загрузку предпринимателей, мы даем возможность выбрать 1, 2 или более дней «Креативной недели» – по желанию участника. И, кстати, на следующей очередной креативной неделе участники могут дообучиться на определенных тренинговых днях.
  • Каждый тренинговый день посвящен разной тематике (и на набору креативных инструментов и прорабатываемых творческих компетенций, и по типологии бизнес-задач). Но вместе тренинги представляют полный комплекс развития креативных навыков и мотивации к решению творческих задач в бизнесе, жизни.
  • Для более полного закрепления техники использования ТРИЗ-инструментов каждый участник имеет развернутую рабочую тетрадь, в которой выполняются все упражнения и задания и в которой есть раздел с подробным разбором ряда кейсов.

 

Структура «Креативной недели»

Первый день посвящен методам генерации идей в ходе решения бизнес-задач при недостаточности исходных данных. Здесь, в основном, мы занимаемся методами развития воображения и их использованием для задач по созданию новых продуктов, решению маркетинговых и рекламных задач.

Второй тренинговый день даёт навыки применения некоторых базовых инструментов ТРИЗ для решения бизнес-задач. Изучаем идеальность, идеальный конечный результат, анализ ресурсов, физическое противоречие.

Третий день посвящен обучению работы с инструментами по более углубленной постановке задач.

Четвертый день обучает использованию изобретательских приёмов при совершенствовании или создании товаров и услуг, техническому противоречию и использованию таблицы разрешения противоречий.

Пятый тренинговый день даёт навыки разработки стратегий, позволяющих бизнесу находить и занимать зоны высокой прибыли. А также использование инструментов ТРИЗ для проектирования новых бизнес-моделей.

Подробнее с программой Креативной недели можно познакомиться на сайте http://www.trizland.ru/study/internal_education/2212/

 

Итак, в ходе тренинга осваиваются базовые инструменты теории решения изобретательских задач, рассматривается их применение для поиска новых эффективных решений различных бизнес-проблем. Также осваиваются  разнообразные методы постановки задач, другие вспомогательные методы генерации идей.

За время занятий слушатели решают 220 различных задач. Причём количество задач привычной для ТРИЗ «железной» тематики не более 5 процентов. Одна из особенностей нашей программы – выбор задач таков, что для их решения не нужно каких-то специальных знаний вузовского уровня – достаточно иметь диплом об окончании средней школы. Это позволяет с успехом обучать в одной группе предпринимателей, имеющих самое разное образование: экономистов, журналистов, коучей, психологов, дизайнеров, инженеров, военных, учителей, студентов и т.д.

Тренинги Креативной недели помогают формировать следующие навыки:

  • Навык использования инструментов устранения психологических барьеров и стереотипов, мешающих при анализе и решении проблем.
  • Навык анализа рабочих ситуаций, выделения их составных частей, нахождения существенных взаимосвязей и установления причинно-следственных отношений.
  • Навык создания моделей решения проблемной ситуации.
  • Навык генерации идей, умения рассматривать проблемную ситуацию с разных точек зрения.
  • Навык разработки комплексного решения в рамках определенной модели\концепции.
  • Навык корректировки полученных решений под конкретную производственную ситуацию.
  • Навык поиска ресурсов для совершенствования продуктов, технологий, процессов. Навык прогнозирования развития товаров и услуг.
  • Навыки снижения издержек бизнеса и повышения эффективность бизнеса.
  • Навыки применения технологии решения нестандартных бизнес-задач и технологии принятия решений.
  • Навык создания творческих команд, успешно ставящих и решающих задачи повышения эффективности бизнеса.
  • Навык поиска новых зон прибыли и поиска новых направлений развития бизнеса.

 

Особой изюминкой программы является уникальный семинар по бизнес-моделированию (5-й день Креативной недели). В ходе этого дня мы рассматриваем подходы к разработке бизнес-моделей, стратегий развития бизнеса, а также способы применения ТРИЗ-инструментов для выявления и решения стратегических задач.

 

Результаты проекта

  1. За шесть лет проведено 32 Креативных недели – это 160 семинарских дней.
  2. На Креативной неделе обучено около 700 человек (для сравнения - это примерно численность батальона морской пехоты, или около 7 мотострелковых рот).
  3. Охват по компаниям:на семинарах Креативной недели побывали сотрудники таких предприятий, как: завод «Стройсмесь», Хабаровск; ООО «ТЗМ»; ФГБОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина; ООО «Темир Транс Групп»; ООО «Рекадро»; ООО «ОТК»; АНО КБИ «МИКЭЛ»; Калужское агентство поддержки малого и среднего бизнеса; Компания «Интермедсервис»; офтальмологическая  клиника доктора Куренкова; ЗАО «МЕТТЭМ-Технологии» ТМ БАРЬЕР; резиденты бизнес-инкубатора Высшей школы экономики; Центр по работе с выпускниками МИРЭА; ООО «БэйкЛаб», ЗАО «ПКТБА», ООО ВТО Промышленные технологии, ООО НПП «Технопроект», ООО «Интерэлектроклмплект», ФГБОУ ВПО «СПБГПУ», ООО «Гринэк», ООО «Реал»; 1 канал (Российское телевидение); ИП «Хабарова Е.В.»; ООО НПП «Экспоприбор»; Рекламное агентство «Акцент»; МГГУ им. Шолохова; компания «Двери-сервис»; компания «Ситис»: ЗАО «Ланит»; ООО «Ресурс-Авто»; компания «ЗАО Фирма "Август", ООО «Айтьюб», ООО «Биллион», ООО «Консьюмер Экспириенс Инсайт Луминоуз», ООО «Нэртис СПб», ООО «НПП «Элком», ООО "Аксима: Консультирование, Исследования, Тренинги", ЗАО "Энергомаш (Екатеринбург) - Уралэлектротяжмаш", ЗАО "Спецстрой-2", ООО «Эстроком», Design Thinking Lab., Московский государственный университет, Московская финансово-промышленная академия; «Русь строй»; Центр АМО-технологий ПГТУ; ООО «Сол-Эли-Продукт»; компания «Новые правила»; ООО «Аквасистемы МТ»; ООО «Группа Компаний Магистраль», ООО «Буман Медиа», Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы», ООО «Торговый дом «Перовский», ФГБОУ ВПО ВолгГТУ, ООО «ЮС КОГЕНС», ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК», ООО «ТД «Мегаполис», ООО «СОДЕЙСТВИЕ», ФГБОУ ВПО ЯГТУ, ООО «ОЛТЕРА»; Ростелеком и др., а также индивидуальные предприниматели и лица, собирающиеся заняться бизнесом.
  4. Нередки случаи, когда компании направляют на Креативную неделю разных  сотрудников в несколько циклов. Так, один из наших постоянных клиентов присылал разны группы сотрудников на эти тренинги 4 раза за три года.

 

Можно сделать вывод, что проект «Проведение креативных недель» оказался успешен и востребован, адаптация методик ТРИЗ для предпринимателей оказалась успешной. Слушатели после семинаров, самостоятельно, применяют ряд освоенных методов для решения своих задач. Есть многочисленные запросы на продолжение обучения, на освоение ТРИЗ в более расширенном варианте.

 

В настоящее время по настоянию прошедших тренинги Креативной недели готовятся две новых программы – Креативная неделя – 2 для углубленного обучения и 5-дневный семинар, посвященный бизнес-моделированию с использованием тризовского инструментария.

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии:
  • Цитата: "Можно сделать вывод, что проект «Проведение креативных недель» оказался успешен и востребован, адаптация методик ТРИЗ для предпринимателей оказалась успешной. Слушатели после семинаров, самостоятельно, применяют ряд освоенных методов для решения своих задач." Где можно ознакомиться с задачами, решенными слушателями на основе проведенных семинаров?