Пояснения по практической части учебника

Как уже отмечалось, в практической части учебника сосредоточены примеры, упражнения и задачи по каждой теме отдельно, но должен быть и общий сборник задач, в котором не указывается инструмент их решения. Читатель сам должен определить каким инструментом решать каждую задачу.

Задачи могут быть одноходовые или многоходовые. В задаче, текст которой содержит в себе всю необходимую информацию для решения, предлагается определенный порядок действий в виде вопросов.

Сразу же, при первом шаге, дается вопрос и много ответов к нему — (8-12 вариантов). Среди ответов только один или несколько верны (зависит от типа задачи), а остальные нет. Если читатель выбирает не верный ответ — следуют пояснения, почему ответ не верен и рекомендации по более внимательному изучению, той или иной части учебника. Если ответ верный  — идут поздравления и возникают новые вопросы с просьбой объяснить, почему данный ответ верен. При этом, опять же дается десяток вероятных ответов из которых читатель выбирает один. Если ответ правильный и если задача одноходовая, процесс заканчивается. Если задача многоходовая, начинается следующий шаг со своими вопросами и перечнем вероятных ответов. Все повторяется до получения нужного ответа.

В задаче, текст которой не содержит в себе всю необходимую информацию для решения, предлагается другой порядок действий. Вначале необходимо выбрать из многих вопросов один правильный вопрос на получение недостающей информации. При необходимости уточнить информацию, выбирается новый вопрос из многих. И так до тех пор, пока задача не приобретет нужный вид. Затем начинается этап ее решение по вышеописанной схеме.

Такой подход, приблизит мышление ученика к реальным условиям.

При этом, контрольный «правильный» ответ может открываться ученику только в том случае если он правильно прошел все шаги. В некоторых задачах может быть не одно, а несколько контрольных решений (зафиксированные патентами), но имеющие разную степень приближения к идеалу или использующие различные ресурсы.

В этом случае, если читатель вышел не на самое лучшее (из имеющихся) решений, ему предлагается вернуться к началу задачи и повторить процесс, чтобы получить другой ответ. Но даже при получении этого другого «лучшего» решения должно быть отмечено, что и оно не является окончательным, и что его так же можно улучшить. Однако, это будет уже полностью самостоятельная работа читателя.

Подобных задач должно быть несколько десятков по каждой теме, потому, что только самостоятельная, практическая работа самого учащегося может обеспечить ему гарантию в усвоении и применении материалов учебника. Можно подумать и над тем — ставить ли читателю оценку. Балл может выставляться в зависимости от количества ошибок совершаемых при нахождении решения.

Я благодарю Марата Семеновича Гафитулина за помощь при разработке данного документа.

Жду замечаний и предложений.

С уважением Геннадий Иванов. Апрель 2003 года. — ivano@irmail.ru