Проект «Интеллект-ресурс»

Этому документу (да и самой идее Проекта) - около двух лет. В нем предлагается разработать и реализовать долгосрочную Программу: «Технологии обучения творчеству, как один из инструментов капитализации интеллектуальных ресурсов России». Основная цель: создание системы массовой подготовки инноваторов (профессионалов в области креатива), то есть, профессиональных решателей сложных проблем в различных областях деятельности.

Понятно, что мы старались познакомить с идеей в первую очередь тех, кто мог бы «проникнуться замахом» и принять серьезное финансовое участие в реализации Проекта. Т. е. мы ориентировались только на тех, у кого проблема личного обогащения уже не стоит, и они ставят перед собой серьезные социальные и другие проблемы. И, в конце концов, Проекту, кажется, повезло – в конце 2004 года были проведены переговоры с одной крупной российской компанией, которую заинтересовал столь масштабный Проект. А мы же с 2005 года приступаем к началу работы над Проектом, понимая все его сложности. Конечно, Проект сильно изменится, но очевидно, общее направление – инноваторство в различных сферах – останется главным приоритетом.

Документ, в котором очень кратко изложена Дебютная идея Проекта, мы публикуем. В общем, «для истории». А дальше – посмотрим.

Успехов нам и всем!
Виктор Тимохов

Перейдем к этому документу

 

 

Для обсуждения

 

«Если ты планируешь на один год – расти рис, на двадцать лет – выращивай деревья, на века – воспитывай детей»

 

Китайская поговорка

 

Дебютная идея

 

 

Социально-образовательной Программы «Технологии обучения творчеству, как один из инструментов капитализации интеллектуальных ресурсов России»

 

(Российский Фонд «Интеллект-КапиталЪ»)

 

В.И Тимохов

г. Москва

2004 год

 

Мир стремительно меняется и ставит перед человечеством все новые и все более сложные проблемы. Для устойчивого развития нужны оригинальные идеи и решения. Это уже никто не оспаривает.

 

Однако…

 

Решение современных задач требует сегодня системного подхода, умения прогнозировать и видеть отдаленные последствия решений.

Ни школьное, ни вузовское образование не отвечает на современные – и, тем более, – на будущие вызовы времени.

 

Низкая эффективность образования – очевидная мировая проблема, решение которой – приоритетное направление в развитых странах. Ежегодно США продают права на интеллектуальную собственность более чем на $ 30 млрд.

 

Это больше, чем российский нефтяной экспорт.

 

Ежегодно в мире только в технологии дистанционного образования вкладывается более $ 25 млрд.

Почему такой интерес к образованию?

 

Как изменится мир при нашей жизни? Как будет развиваться Россия в 21 веке? Какие специалисты нужны для процветания России?

 

Какие профессии нужны Вашему ребенку? Чему и как учить россиян?

 

От ответов на эти вопросы во многом зависит успех и будущее России.

 

Что и зачем предлагается

 

Предлагается разработать и реализовать долгосрочную Программу: «Технологии обучения творчеству, как один из инструментов капитализации интеллектуальных ресурсов России».

 

Основная цель Программы: создание системы массовой подготовки инноваторов (профессионалов в области креатива), то есть, профессиональных решателей сложных проблем в различных областях деятельности.

 

Выдвижение и реализация Программы позволит вывести проблему сохранения и подъема интеллектуальных ресурсов России на уровень одной из общенациональных целей (идей). Решение этой задачи будет содействовать возвращению страны в число международных лидеров научно-технического прогресса.

 

Инициаторы Программы окажутся зачинателями движения за поддержание и развитие интеллектуальных ресурсов России и смогут объединить часть интеллектуальной элиты, установить конструктивные отношения с федеральными, региональными властями, получить политическую и финансовую поддержку предпринимателей, государства и заинтересованных зарубежных организаций.

 

Постановка проблем

 

В   СССР существовала одна из лучших в мире систем среднего и высшего образования. До середины 80-х гг. в стране поддерживались научные исследования и технологические разработки, что обеспечивало лидирующее положение в ряде отраслей и одно из первых мест в мировом научно-техническом прогрессе, в целом. Россия еще обладает интеллектуальным и технологическим потенциалом, несмотря на то, что стремительно теряет его в последнее время. Однако сегодня доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3%, против 39% у США; 30% у Японии и 16% у Германии.

 

В      немалой степени причина ослабления интеллектуального ресурса России – результат недооценки властями и обществом того, что сохранение негативных тенденций угрожает превращением России в государство, не способное удержаться на достигнутом уровне в сферах культуры, науки, образования, а значит, – в конечном итоге, – и во всех сферах жизни.

 

Поэтому задача подготовки интеллектуальной элиты уже сегодня объективно становится задачей не только государства и общества, но превращается в дело абсолютно неотложной необходимости.

 

Очевидно, что задача капитализации интеллектуальных ресурсов России – сложная и глобальная задача, требующая соответствующего комплексного подхода, концентрации финансовых средств и усилий. Решение данной проблемы предполагает – как минимум – решение следующих задач: улучшение инвестиционного климата; создание инфраструктуры, позволяющей внедрять научные достижения и изобретения; изменения законодательства; создание венчурных и инвестиционных фондов; и т.п.; участие и поддержка государством передовых технологий и научных исследований в стратегически перспективных направлениях; поощрение благотворительной и спонсорской помощи при подготовке творческих специалистов, разработке и реализации high-tech проектов; изменения в системе образования и т.п.

 

В предлагаемой Программе мы не рассматриваем все аспекты и задачи капитализации российских интеллектуальных ресурсов, а предлагаем сконцентрироваться на проблеме образования, точнее, – массовой подготовке инноваторов. Мы считаем это одним из приоритетных и реально достижимых – в обозримом будущем – направлений.

 

При выборе этой задачи нами учитывалось следующее:

 

  • История развития стран-лидеров1 в мире за последние триста лет показывает, что своими технологическими, экономическими и политическими достижениями они обязаны выбранным стратегиям развития, среди которых главенствующую роль играло кардинальное изменение системы образования2, как в средней, так и в высшей школе. • Основным капиталом развитых стран становятся уже не только –  и не столько –  материальные активы и другие традиционные ресурсы,  а интеллектуальная  собственность. Наибольшую  прибыль  приносят изобретения, инновации, «ноу-хау», а также новые бизнес-идеи, технологические разработки и организация бизнес-процессов. А новые идеи и «продукты» создают люди. Квалифицированные и творческие.

 

  • Данное направление позволяет быстро получить промежуточные результаты. Так, послевузовское обучение предпринимателей, бизнес-специалистов, инженеров помогает обучить их навыкам совершенствования товаров, технологий, стратегий фирмы. А это позволяет им уверенно проводить инновации в своих фирмах и организациях. Обучение преподавателей и учителей технологиям творческой педагогики позволяет им изменять технологию обучения студентов или школьников. Создание системы дистанционного обучения – позволяет многим россиянам обучиться творческим методикам.

 

  • Системообразуемость данного направления: это то «звено цепи, потянув за которое можно вытянуть всю цепь». Подготовка профессиональных решателей ценна результатами их интеллектуальной работы, подключением их к реализации Программы.

 

  • Возможность получения коммерческих результатов (при превращении творческих методик в коммерческие продукты) в России и в других странах.
  • Высокая общественная полезность и значимость результатов от достижения данной цели. Масштабность задачи и наличие резервов для достижения еще более высоких целей.

 

Уже очевидно, что одно из условий опережающего развития страны – массовое внедрение новых методик подготовки интеллектуальной элиты: людей инициативных, изобретательных и самообучаемых, умеющих самостоятельно принимать решения.

 

Инвестиции, в это направление, наиболее выгодны для России в долгосрочной перспективе.

 

 

1 На примере смены лидеров в экономической эффективности: Голландия-Англия-США-Восточная Азия. Позицию мирового лидера в области производительности примерно с 1700 г. по 1785 г. удерживала Голландия. Примерно с 1785 г. по 1890 г. – лидировала Англия. С конца 1890 г. до конца ХХ века лидерство в области производителя удерживает США.

 

2 Отличительная особенность стран, бросивших вызов мировому лидеру и занявших высокое положение в мировом экономическом рейтинге, – они уделяли большое внимание развитию и изменению образования. Например, образовательная система в Англии была элитарной, ориентированной на частные школы и университеты, в которых обучались самые одаренные и богатые. Даже в 1897 г. (когда Англия уже потеряла лидерство) только 7% учеников английских школ второй ступени были выходцами из рабочего класса. В 1913 г. в Англии было 9 тыс. студентов университетов, а в Германии 60 тыс. В США же образование тогда уже рассматривалось как важная область деятельности государства, как неотъемлемое право каждого гражданина и как способ вырваться из нищеты. Германия и США перешли к массовой системе образования, а Англия продолжала держаться за свою элитную классическую модель (конечно, это была не единственная, – но существенная причина – потери Англией лидирующих позиций).

 

(«Американский менеджмент на пороге XXI века», Дж. Грейсон младший, Карла О`Делл, М. Экономика, 1991 г., стр. 72-86).

 

Как решают проблему подготовки инноваторов в мире?

 

В странах, где серьезно озабочены снижением эффективности обучения и кризисом системы образования, предпринимаются различные меры:

 

1. Увеличение времени обучения.

 

Приведем данные по продолжительности обучения для двух «характерных» стран:

 

 

Продолжительность обучения

США

Япония

1.

Число дней в неделю

5

5,5

2.

Число дней в год

180

240

3.

Число недель в год

30

44

4.

Среднее время выполнения домашних заданий в день

0,5 часа

2 часа

 

  1. Повышение престижа учителя.

 

В Японии профессия учителя считается священной. Учителя входят в число 25% наиболее высокооплачиваемых работников: их зарплата превышает среднюю по стране примерно в 2,5 раза.

 

  1. Глубокое специализированное обучение.

 

Однако,  специальное образование имеет недостаток:  чем уже специалист,  тем сложнее ему переучиваться и труднее ориентироваться в смежных областях знаний3.

 

  1. Изменение содержания образования; обучение в деятельности и с использованием изобретательских подходов.

 

В США реализуется «Проект Эдисона» – сеть частных школ, которые станут лабораторией реформы системы образования. В сети к 2010 году должно учиться два миллиона человек. Школы в рамках проекта будут работать по 8 часов в день почти круглый год и давать полное среднее образование.

 

  1. Корпоративное обучение.

 

«Тойота», «Тошиба» и другие корпорации отбирают в школах и вузах талантливых юношей и девушек для будущей работы в бизнесе. Корпорации знают: любые расходы на селекцию талантов окупятся сторицей. По отчету McKinsey, численность Корпоративных университетов с 1980-го по 2000 годы выросла в четыре раза и скоро превысит количество высших учебных заведений.

 

  1. Дистанционное обучение.

 

В   мире ежегодно в технологии дистанционного образования вкладывается более $25 млрд., и еще больше – в новые подходы к массовому обучению – (edutainment4).

В   США 62% предприятий численностью свыше 1000 человек внедрили системы электронного дистантного обучения. В России такие системы используют крупные компании: «Сибнефть», «Вымпелком», «Юкос», «Вимм-Билль-Данн».

 

  1. Переход к непрерывному образованию и самообразованию.

 

В  2000 году в мире почти 50% студентов – старше 25 лет, в то время, как в 1970 году – их было только 25%. В Японии около 40% жителей имеют высшее образование. Жизнь выдвигает требование – учиться в течение всей жизни5.

 

3 Когда «Мицубиси» открыла завод в США, она вынуждена была привлечь для статистического контроля качества выпускников ВУЗов, тогда как в Японии он выполняется обычными рабочими.

4 Edutainment – производное от education (образование) и entertainment (развлечение). То есть: обучение с развлечением.

 

5 Япония имеет наиболее завершенную и требовательную систему начального и среднего образования в мире. Обучение – дело не только школы. Японцы делают акцент на обучении с рождения до смерти – дома, в школе, на работе, в повседневной жизни существует единодушное понимание важности учебы.

Отметим:

 

Используемые решения позволяют лишь частично решить проблемы. Причем, известные решения влекут за собой нежелательные эффекты в виде значительного увеличения затрат в отрасли образования или роста психологических проблем обучаемых из-за «образовательного пресса».

 

Очевидно одно:

 

Существующие в разных странах образовательные системы опираются, в основном, на передачу знаний, устаревших до того, как войти в учебные программы. Количество проблем и объем знаний в мире увеличиваются в геометрической прогрессии, а время, отведенное на образование, осталось, в принципе, неизменным. Кроме того : учат детей и взрослых жить, в меняющемся мире, люди, которые сами не готовы к этому «миру будущего».

 

Поэтому:

 

Невозможность существующей парадигмы образования удовлетворять новые потребности общества диктует острую необходимость ее смены.

 

Есть ли нужный опыт для решения проблемы?

 

Именно в России рождена и разработана уникальная методология решения нестандартных, творческих проблем – Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), – которая уже стала мировым достоянием. При этом самые интересные экспериментальные площадки по ее применению в технике, образовании и бизнесе еще находятся в России.

 

Основные принципы Программы

 

В Программу предлагается заложить следующие принципы: 1. Цель программы.

 

Цель Программы6: создание системы массовой подготовки профессиональных решателей (инноваторов) сложных проблем в различных областях деятельности.

 

2. Иные цели обучения: подготовка специалистов с другими навыками.

 

Необходимо обучать другим (по отношению к стандартной системе обучения) базовым навыкам, – навыкам решения творческих задач, – чтобы обучаемый мог эффективно «функционировать» в быстро меняющихся условиях.

 

3. Система навыков.

 

Обучаемый должен не только запомнить факты,  а овладеть навыками упреждающего выявления проблем и их эффективного решения.

 

Очевидно, навык «решения творческих задач» «распадается» на другие навыки:

 

6 Мы не претендуем на решение задач, решение которых под силу только государству. Программа концентрируется на ключевых задачах, которым государство практически не уделяет реального внимания (да и не очень может). Необходимо отметить, что предлагаемая Программа не заменяет традиционную систему образования, а дополняет ее. Однако, мы рассчитываем, со временем, часть педагогов овладеет новыми методиками и усилит, тем самым, технологии традиционного образования.

  • навык постановки задач – превращения расплывчатой проблемы в задачу;

 

  • навык целенаправленного сужения и расширения поля поиска решений;

 

  • умение выстраивать причинно-следственные связи;

 

  • умение анализировать, отбирать решения и видеть последствия решений;

•  умение быстро входить в новую предметную область и быстро учиться.

 

В результате – человек подготовлен к встрече с различными ситуациями.

 

  1. Использование изобретательских методик.

 

Предлагается для изменения подходов к образованию использовать теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая представляет собой целостную систему инструментальных методов, направленных на выявление и решение нестандартных задач.  ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления, воспитание творческой личности, всегда готовой к решению, – с минимальными затратами и максимальным результатом, – сложных проблем.

 

5. Другое содержание образования.

 

Человечество регулярно сталкивается с решением, так называемых, «открытых» задач, у которых нет четко поставленного условия, известного алгоритма решения и единственно правильного ответа. Сегодня недостает обучения методам решения таких – творческих и исследовательских – задач на всех уровнях образования: дошкольном, школьном, специальном среднем, высшем, повышения квалификации. Поэтому в учебный процесс добавляется «открытая задача». Особое внимание уделяется методикам поиска эффективных идей и решению реальных проблем.

 

6. Технологии обучения: улучшение педагогических техник и технологий.

 

Переосмысления требует подготовка самих преподавателей (необходимо научить их использовать изобретательский процесс как средство обучения). Планируется использование наиболее интересных и эффективных педагогических технологий, применяемых в мире, а также разработка новых педагогических технологий.

 

7. Создание необходимой инфраструктуры для реализации Программы.

 

Это:  Фонд,  как организатор Программы;  обучающий центр;  исследовательские лаборатории; экспериментальные площадки; центр коммерческих продуктов и т.п.

 

На наш взгляд, только комплексный подход может обеспечить реальное выполнение Программы и достижение поставленных целей.

 

Ресурсы ТРИЗ-сообщества

 

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – отечественная теория, позволяющая своевременно формулировать и решать сложные проблемы. ТРИЗ позволяет перейти от непонятной и расплывчатой проблемы к конкретно сформулированным задачам. А правильно и своевременно поставленная задача – уже наполовину решенная задача. Методология ТРИЗ основывается на знании закономерностей развития различных систем: технических и социальных, и на использовании приемов, выявленных при анализе эффективных решений. Идеи и методы ТРИЗ переносятся на нетехнические области: менеджмент, реклама , решение коммерческих, социальных и социально-технических задач. Сегодня использование ТРИЗ доступно как взрослым, так и детям.

 

ТРИЗ получила распространение и в России, и за рубежом. На территории многих стран создано общественное и научное движение:

 

1. Книги и методики.

Разработано значительное количество методик и технологий по решению изобретательских задач. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Японии, Швеции, Финляндии, Германии, Болгарии и других странах.

 

2. Консультирование.

 

Спрос на консультации с использованием ТРИЗ для решения технических проблем проявляют крупные фирмы: Boing, Siemens, Ford, British Airspace, Delph Corporation, Dow Chemical, Air Products, IBM, LG, Samsung, Motorola и т.д. На Западе действует не менее 50-ти консалтинговых ТРИЗ- фирм в области изобретательства. В России – консалтинговые фирмы, используют ТРИЗ и для решения бизнес-проблем.

 

3. Разработка программных продуктов и использование Интернет.

 

Разработаны программные продукты, применяемые для решения творческих задач и поддержки принятия решений. Так, коммерчески успешным в США является компьютерная программа для инженеров: «Изобретающая машина».

 

Кроме того, в Интернет представлены сотни сайтов, посвященных различным аспектам ТРИЗ, методикам изобретательства в различных сферах жизни.

 

4. Обучение.

 

Проводятся семинары для предпринимателей, инженеров, учителей. Профессионально работают сотни преподавателей. Созданы экспериментальные площадки по обучению и развитию творческих способностей студентов, школьников и дошкольников в г.г. Петрозаводск, Ульяновск, Норильск, Санкт-Петербург, Жуковский, Гомель (Беларусь), а также во Франции, Южной Корее, Японии.

 

5. Проведение исследований.

 

Проводятся исследования в области решения реальных проблем,  творческой педагогики и воспитания творческой личности.  Ежегодно организовываются конференции:  в России (г. Петрозаводск,  г. Ульяновск,  г. Челябинск,  г. Санкт- Петербург), в США; в Западной Европе; в Израиле; в Южной Корее.

 

  1. Общественные организации.

 

В 1989 году создана Международная организация ТРИЗ. Сегодня в ее состав входят 35 общественных организаций из различных стран мира.

 

Отметим, всю эту Инфраструктуру – коммерческие фирмы и общественные организации, преподаватели, консультанты и разработчики – можно и нужно использовать для разработки и реализации Программы.

 

Подпрограммы

 

В рамках Программы планируется выделить ряд подпрограмм: 1. Подпрограмма обучения технологиям творчества

Центр обучения технологиям творчества

 

Цель – обучение бизнес-специалистов и предпринимателей, инженеров, учителей, школьников технологиям решения нестандартных проблем. Планируется использовать опыт профессиональных преподавателей ТРИЗ, консультантов и разработчиков курсов по ТРИЗ и другим методам.

 

Дистанционная площадка

 

Основное направление деятельности – дистантное обучение технологиям решения проблем. Создание Интернет-сайтов , электронных журналов и электронных книг по развитию творческих способностей ; сайтов по проблемам творческой педагогики. Организация конкурсов по решению творческих задач.

2. Исследовательская программа

 

Проведение исследований в области технологий творчества, координация и финансирование исследований. Создание и поддержка творческих Лабораторий и образовательных площадок. Организация методических, исследовательских, конференций и семинаров.

 

3. Издательская программа

 

Подготовка, издание книг и пособий по методам решения проблем и развитию творческого воображения, по проблемам внедрения творческой педагогики.

 

4. Программы по внедрению

 

Разработка для школ и ВУЗов программ, пособий, учебников по развитию творческого мышления. Организация и развитие «опорных школ». Подготовка

 

преподавателей «опорных школ». Создание федеральных, региональных и международных творческих «летних» школ для школьников и студентов.

 

Создание и финансирование инфраструктуры для реализации Программы (в том числе, создание Фонда – координационного и организационного центра).

 

5. Коммерческий центр

 

Превращение результатов исследований и разработок в коммерческие продукты: методики, книги, программные продукты, семинары и т.п.

 

Формирование спроса, реализация продуктов и услуг по развитию творческого мышления в России и других странах.

 

6. Целевые программы для конкретных групп

 

Разработка и реализация конкретных программ с учетом специфики целевых групп: инженеров, предпринимателей, учителей и подростков.

 

7. Международные программы

 

Организация взаимодействия с аналогичными организациями за рубежом (фондами, клубами, общественными организациями и учебными заведениями).

 

Выбор главной целевой группы

 

Учитывая масштабность заявленных в Программе целей и необходимость постоянного получения положительных результатов, необходимо четко определить и выделить целевые группы, на которых предстоит сконцентрировать усилия на первых этапах реализации Программы.

 

В зависимости от выбранной целевой группы и должна быть разработана детальная Программа, стратегия и тактика ее реализации.

 

На первоначальном этапе возможна работа со следующими группами: 1. Предприниматели, руководители фирм7 (бизнес-инноваторы).

Основная направленность: обучение навыкам повышения конкурентоспособности бизнеса, поиску и созданию новых потребностей, новых идей по совершенствованию товаров и услуг, методов сбыта, а также технике реализации инвестиционных проектов и нового бизнеса, и т.п.

 

2. Инженеры, специалисты по НИОКР8 (инженеры-инноваторы).

 

7 В настоящее время проводится обучение по темам «Креативный бизнес», «Креативный маркетинг» и др.

 

Основная направленность:  технологии повышения конкурентоспособности и качества товаров и производства; технологии снижения затрат; изобретательство; трансфер технологий и способы использования интеллектуальной собственности; маркетинговые и инвестиционные технологии.

 

3. Преподаватели ВУЗов и учителя средних школ9 (педагоги-инноваторы):

 

Основная направленность: обучение новым подходам к содержанию образования, навыкам решения проблем, а также применению новых творческих обучающих технологий и встраиванию их в существующую образовательную систему.

 

4. Школьники и студенты10.

 

Основная направленность: обучение навыкам решения личных и «производственных» проблем; возможностям развития творческой личности,

построению собственной карьеры и лидерству.

 

На наш взгляд, основной упор на первых этапах реализации Программы необходимо сделать на первой и второй группах, так как это позволяет получать достаточно быстрые результаты.

 

Однако , возможно сделать приоритетными – на первом этапе – работу с первой и четвертой группами, а также третьей и четвертой группами.

 

Также возможна одновременная работа со всеми группами. Но это требует значительных финансовых, организационных и кадровых ресурсов.

 

 

Вопрос выбора целевой группы и приоритетов в предлагаемой Программе мы оставляем открытым. Считаем, что этот выбор должны осознанно и совместно сделать Организаторы предлагаемой Программы. Что, соответственно, в полной мере найдет свое отражение в Программе.

 

 

Инициатор данной Программы – Консалтинговое Агентство, при содействии Международной Ассоциации ТРИЗ, готово обсудить с Вами и более подробно конкретизировать цели и задачи Программы; уточнить целевые группы и стратегии реализации Программы.

 

В случае одобрения и согласования основных положений , мы предоставим для утверждения техническое задание на разработку Программы и создание инфраструктуры.

 

После чего – поэтапно – будет разработана Программа, создана минимально необходимая инфраструктура (в том числе, Фонд) и начата работа по реальному выполнению Программы.

 

***

 

http://www.trizland.ru

 

 

8 Специалисты по ТРИЗ имеют многолетний опыт обучения инженеров на территории стран СНГ и за рубежом.

9 ТРИЗ-педагогика активно развивается последние десять лет: проводятся семинары, издаются книги и т.п.

 

10Наиболее приемлемая форма – дистантное обучение с использованием Интернет-технологий.