Иностранное словосочетание «Кейс метод» только звучит загадочно. На самом деле большинство из нас, так или иначе, сталкивается с кейсами в обычной жизни. Например, при приеме на работу, когда на собеседовании интересуются, как вы представляете свой трудовой день или каким образом планируете справляться с возникающими трудностями.
Метод «два в одном»
Можно сказать, что кейс - это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус «задачи, которую можно решить». Название этой техники произошло от английского слова «case» - необычный случай. Так же этот термин иногда используется в значении папки с учебными материалами.
Смысл методики в том, что задание подается в виде проблемы (кейса), а знания приобретаются в процессе анализа конкретной ситуации. Главный акцент ставится не столько на конечный результат (правильного ответа может и не быть), сколько на развитие мыслительных способностей.
Решение кейса подразумевает не только приобретение теоретических знаний, но и получение практического опыта.
Впервые case-study (обучение на основе реальных ситуаций) было использовано в Гарвардской школе бизнеса еще в начале прошлого века. Именно там преподаватели стали особенно остро ощущать ущербность теоретической подготовки будущих управленцев - их студенты нуждались в фактическом применении знаний.
Незаменимыми в этом деле стали бизнес кейсы, которые позволили «примерить», как важные управленческие решения будут соотноситься с деятельностью реальных предприятий. Анализ конкретных ситуаций позволял учащимся быстро погружаться в проблему и давал отличный навык решения практических задач.
Новая технология довольно быстро доказала свою эффективность и вскоре обучение менеджменту в Гарвардской школе бизнеса стало осуществляться с помощью кейсов.
В отличие от многих образовательных программ, распространенность кейс технологий нельзя объяснить данью моде. Это действительно эффективный и универсальный способ обучения, в который легко вписываются другие методы, способствующие формированию творческого мышления – «мозговой штурм», ментальные карты, морфологический анализ и пр.
Кейс технологии имеют большой потенциал, потому что:
- Учат анализировать ситуацию;
- Выручают, когда нужно оценить возможные альтернативы;
- Помогают выбрать оптимальный вариант решения;
- Незаменимы при составлении плана реализации решения;
А самое главное, они повышают мотивацию учеников и помогают развить интеллектуальные навыки, которые будут полезны в дальнейшем.
В России кейсы стали популярны в середине 90-х годов, когда остро встал вопрос об изменении существующей образовательной системы. Прогрессивные педагоги для усиления информативности учебного процесса, стали вводить пришедшие из бизнес-образования технологии в привычные всем семинары и лекции.
Виды кейсов
Существует несколько вариантов классификаций кейсов по форме, содержанию, источникам и т.д. Но все описываемые в кейсах ситуации условно можно разделить на "полевые" (основанные на реальном материале) и "кабинетные" (выдуманные).
Кабинетные кейсы. Проблема и сюжет, описанные в ситуации, здесь не реальные, а условные - такие, какими они могут быть. Например, как вы будете выводить предприятие из кризиса, если параллельно с падением продаж у вас планируются серьезные кадровые перестановки.
В таком виде кейсов ситуация, как мозаика, составляется из разных важных деталей, с которыми специалист столкнется в своей профессиональной деятельности. Подобные искусственные ситуации помогают видеть типические черты и учат анализировать ситуацию с помощью использования аналогий.
Полевые кейсы. Они представляют собой наглядные жизненные ситуации с описанием всех деталей. Например, если рассматривается реально действующее предприятие, то учащемуся предоставляются все необходимые показатели и выкладки необходимые для анализа. Он имеет возможность закрепить свои знания на настоящем примере, сравнить свои выводы с решениями менеджеров этого предприятия, оценить, насколько его решения будут эффективны в действительности и т.д.
В общем-то, оба вида кейсов, и придуманные и настоящие, служат одной цели - проанализировав сотни проблемных ситуаций, вы «набьете руку» на их решении. Когда в реальности вы столкнетесь с аналогичным примером, то сможете быстро сориентироваться, а если ситуация будет совершенно новая, то она не поставит вас в тупик.
Способ обучения на основе реальных примеров имеет широкий диапазон применения. В последнее время кейс метод повсеместно используются в медицине, математике, юриспруденции, культурологии, истории, экономике... Особенно популярны кейсы в дистанционном образовании, как наиболее гибком и быстро реагирующем на все изменения.
Благодаря современным цифровым технологиям очень удобно учиться на чужих ошибках, ведь можно скачать кейс и примеры лучших решений практически на любую проблемную ситуацию. Кстати, готовый кейс, разработанный в Гарварде, обойдется всего в 10$. Небольшая плата за возможность бесценного практического опыта, не так ли?