Кто-то считает, что главное иметь классный товар (или низкую цену) — остальное само приложится. Приводят подходящие примеры успеха. И считают, что для менеджера крайне важно уметь убедить инвесторов и привлечь их на свою сторону.
Другие убеждены: все дело в стартовом капитале — куда уж без финансов. И чем их больше, тем лучше.
Третьи полагают, что главное для успеха — знание рынка, изучение потребностей и предпочтений покупателей. И освящают это именем бога Меркурия — покровителя торговли, мнением Котлера, а слово "маркетинг" используют как заклинание.
Некоторые считают, что нужна харизма и напористость менеджера, который верит в свою исключительность и победу и который заряжает свою команду верой в успех. И вспоминают рекламу Microsoft: "Требуются волшебники, герои, покорители космоса, исследователи…".
А есть мнение, что главное для успеха — квалифицированный персонал, умело управляющий ресурсами. При этом забывают, что образование в наше время становится скоропортящимся товаром — через 5-7 лет любые профессиональные знания просто-напросто устаревают.
Говорят еще, что успешный бизнес должен быть динамичным, способным быстро изменяться. Причем ссылаются на то что, например, в ежегодном списке "Top 100" 2000 года осталось только 30-ть фирм, которые в этом списке были 15 лет назад. Интересно, а где остальные? Очевидно, "не вписались в поворот". Оказывается, успеха достигает тот, кто быстрее всех "крутится". Такие вот, "две стороны педали".
Считается: источник успеха — предвидение будущего, умение видеть новые возможности и проблемы. Так, Иван Сейденберг (руководитель Verizon Communications — объем продаж в 2000 году — $ 65 млрд.) считает себя "ответственным за плохие новости". Именно он целенаправленно ищет трудности и проблемы. А Энди Гроув утверждает, что лидеры фирм — "визионеры" — просто обязаны улавливать признаки надвигающихся перемен.
Кто-то считает, главное для успеха — идея. И говорит "Была бы достойная идея, мы и в гараже раскрутимся", намекая на Генри Форда, Уолта Диснея, Стива Джобса, Уильяма Хьюлетта и других, начинавших свой успех в гараже.
А некоторые отмечают, что нужно оказаться в нужном месте в нужное время и с нужной идеей. Так, один из принципов бусидо гласит: "Упусти время решения — принесешь несчастья многим поколениям". А у китайцев есть стратагема Кайроса — божества благоприятного момента.
Серьезный вопрос. Говорят, что "самые сложные проблемы всегда имеют простые, ясные для понимания неправильные решения". Понятно, готовых рецептов на все случаи бизнеса нет. Поэтому не будем торопиться с ответом.
Почти каждому предпринимателю и бизнесмену приходилось бывать в шкуре большого босса, творца, методичного технолога, диктатора, нарушителя законов… Очевидно, когда ведешь бизнес (неважно: свой или чужой), достигая успеха и попадая в кризисы, вынужден постоянно решать проблемы.
Проблемы имеют интересное свойство: возникают в самое неподходящее время. Кстати, отсутствие проблем — тоже проблема. Можно, конечно, проблемы не решать — "замести под ковер". Но нерешенная вовремя (а еще лучше заранее) проблема породит еще более сложные проблемы.
Вот на Западе уже придумали термин "Decision-makeг" — человек, умеющий принимать правильные решения. Кстати, у пилотов есть термин: скорость принятия решения. Представьте: самолет, разбегаясь, достигает определенной скорости. Тут пилот решает: продолжать разбег или тормозить. Мгновеньем позже — критическая отметка пройдена, и тормоза уже не помогут. Остается только взлетать, какая бы поломка не обнаружилась. Иначе — катастрофа.
Успешный бизнесмен умеет вовремя находить ключевые проблемы в развитии бизнеса, правильно формулировать и решать задачи, и — особенно — решать проблемы внедрения решений. Каким бы бизнесом не занимались, умение быстро принимать правильное решение — путь к успеху.
* * *
А мы начнем с приобретения опыта решения разнообразных творческих задач. Обсуждайте и решайте задачи в форумах и в базе сайта.
Следующий возможный шаг — участие в Проекте "Бизнес-задачник". Важно ведь не только решить задачу, но и вовремя увидеть проблему. Еще Дж. Бернал писал: "Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение". И в чем-то он прав.
Будем рады вашим задачам — учебным и реальным.Присылайте задачи, проблемы, примеры, а также участвуйте в конкурсе на лучшую бизнес-задачу. Все интересные задачи и решения — естественно с указанием авторства — будут опубликованы на сайте, в "бумажном" и электронном вариантах задачника. А для желающих участвовать в исследовательской работе, предлагаем проект: "Картотеки".
Успехов нам!
Пишите по адресу: tim@trizland.ru
Виктор Тимохов
Подписка на рассылку